Дела

Выставка Лики и Лица

Куратор: Мария Скурихина
Дизайнер: Мария Скурихина
Видеограф: Михаил Борисов
Техник: Николай Вахрушев
Каталог: Александр Разумовский
Заказчик: «Мозаичная коллаборация»
Площадка: Феодоровский собор, Санкт-Петербург
Даты: 04.12.2022—29.01.2023

И — двойника нащупавший двойник —

Сквозь легкое лицо проступит лик.


Подлинная встреча — это встреча, в которой есть ликование. «Я» и «Ты» призваны отразить друг друга в сущностно-личном взаимном предстоянии. «„Ты“ как зеркало для „Я“», — мыслил Павел Флоренский.

Корнем слова «ликование» является лик. Само слово лик, в свою очередь, означает подлинное лицо, которое мы должны явить миру.

Павел Флоренский создал учение о лике как мифе личности. Алексей Лосев размышляет об иконичности личности в символической трактовке мифа. Он выделяет три уровня явления абсолютного в эмпирической личности: лик, лицо и личину. Понятие лика выражает онтологическую проявленность; лицо — индивидуализированное эмпирическое; личина — полная противоположность лику, блокирующая явление абсолютного.

Человек никогда не видит свою истинную личность, ведь в зеркале мы смотрим не на лик, а на отражение, личину. Подлинный лик является через жизнь человека. Его видят другие люди, которые находятся с нами «внутри» встречи, наполненной ликованием, радостью. Я сбываюсь, когда мир увидел мое лицо.

В традиционных культурах все слова двоятся, у каждого слова есть аналог, который говорит о присутствии этого явления и в профанном, и в сакральном пространстве. Лицо — слово из профанного пространства, а в сакральном пространстве его аналог — это лик.

По некоторым представлениям лицо как бы надето на лик. Лицевая маска изменчива, на нее действует сила гравитации. Лик же действию гравитации не подвержен.

В каком-то роде можно сказать, что лицо — это натура, над которой работает портретист, но еще не проработанная художественно. При проработке возникает художественный образ. В портрете выражается одна из возможных для этого лица схем, но она — нечто внешнее по отношению к нему, и определяет она собой не столько онтологию того, чье лицо изобразил художник, сколько познавательную организацию самого художника.

Лик есть осуществленное в лице подобие Божие. Преобразившие свое лицо в лик возвещают тайны мира сакрального без слов, самим своим видом. Если художественный образ обретает четкость духовного строения с помощью внешних средств — композиционных, архитектонических, характерологических и т. д. — то, в отличие от него, лицо способно достичь ее в самой своей вещественной действительности.

Полную противоположность лику составляет слово личина. Первоначальное значение этого слова — маска, ларва: нечто подобное лицу, выдающее себя за лицо, но часто пустое внутри. Лицо есть явление реальности, и оценивается нами именно как посредник между познающим и познаваемым, как раскрытие нашему взору сущности познаваемого. Вне этой функции, то есть вне открытия нам внешней реальности, лицо не может иметь смысла. А когда оно, вместо того чтобы открывать нам образ Божий, обманывает нас и лживо указывает на несуществующее, — его смысл делается отрицательным.

В древности у масок (или у larva) было особое, сакральное назначение. Тогда маски вовсе не были масками, как мы это понимаем сейчас, но были родом икон. Когда же сакральное разложилось, а священная принадлежность культа была омирщена, возникла маска в современном смысле, то есть обман.

Злое и нечистое лишено подлинной реальности, потому что реально только благо.

Явление — свет, которым входит в познающего познаваемое. Отделение же и отъединение познаваемого от познающего становится тьмой. Напротив, духовное восхождение делает лицо светоносным ликом, и тогда оно как бы становится художественным портретом себя самого, идеальным портретом, проработанным из живого материала высочайшим из искусств, «художеством художеств». Подвижничество есть такое искусство; и подвижник не словами своими, а самим собою свидетельствует и доказывает истину.

Искусство мозаики — длительный медитативный процесс. Двадцать авторов, высекая фрагмент за фрагментом, воздвигали в созидательном труде образы, которые напитывались вниманием и тихим временем. Каждый образ — это разговор художника и картины, которая после завершения отделяется и получает свой голос, формирует свою историю. В каждой картине — частица автора, но в то же время за ними стоит огромное наследие мировой культуры. Ее галерея будет пополняться до тех пор, пока человеку будет необходим человек. Зритель может увидеть эти принадлежащие разным традициям лица, различимое сквозь них время художников и, возможно, стоящее за ним циклическое мировое время с проступающими из тончайших слоев, едва уловимыми, трепещущими от движения времени ликами.
Полиграфия выставки
План экспозиции